Из Молдовы обратно на войну: история Ильи Жосу

 «Никто не покидает свой дом, если этот дом не пасть акулы» ( Варсан Шайр )

Согласно опубликованным в 2015 году данным Норвежского совета по делам беженцев, война на Донбассе заставила покинуть свои дома свыше 650 тыс. человек. За последние десятилетия это стало самое масштабное вынужденное перемещение людей в Европе. Часть жителей Донбасса, переехала в подконтрольные украинской армии регионы, другая часть уехала в РФ, а порядка 28% – выехали в третьи страны. Некоторым из них, удавалось вырваться в зону ЕС и осесть там, а некоторые искали пристанище ближе, например, в Молдове.
В общей сложности, с начала боевых действий, из Донбасса за убежищем в РМ выехало всего порядка 100-150 человек. Большая часть из них, однако, впоследствии, либо вернулись в Украину, либо уехали в другие страны. Основная причина, почему переселенцы так и не смогли прижиться в Молдове – социальный вопрос: отсутствие рабочих мест, низкий уровень зарплаты и высокие, по сравнению с Украиной, цены на продукты и товары первой необходимости.
Были, однако, и те, кто вопреки всем трудностям, оставались и пытались начать жизнь заново именно в РМ.
Одну из таких историй мы и хотим представить в этом материале.

14 декабря 2019 года, напротив президентской резиденции в Кишиневе, инициативная группа «Refugees Against Outrage» провела акцию протеста направленную на огласку ущемления прав мигрантов и беженцев в РМ. В числе протестующих был и 76 летний пенсионер из Донецка, приехавший в Молдову в 2014 году – Илья Василевич Жосу.

Илья Васильевич родился в Хинчештском районе Молдовы в 1943 году. Когда ему было 15 лет, семья переехала в Донецк, где он, выучившись на машиниста подземных установок, стал работать на угледобывающих шахтах Донбасса. В середине 80-х, в результате обрушения шахты, Илья Васильевич получил тяжелую травму став инвалидом первой группы.

В 2014 году, в ходе боев за Донецк, несколько минометных снарядов угодили в дом Ильи Васильевича, после чего военная комендатура ВСУ решила эвакуировать его в Мариуполь.

” Военные тогда мне очень сильно помогли, солдаты быстро упаковали пару сумок – самое необходимое, купили мне билет и посадили на поезд до Мариуполя. Оттуда я доехал до Одессы и сел на Кишиневский поезд. Решил, как говорится: вернутся на малую родину.”

В Молдове у Ильи Васильевича оставались родственники с отцовской линии, но они не захотели его принять. И тогда пенсионер решает обратится в Бюро по миграции и убежищу РМ.

” Меня отправили к начальнику управления по делам беженцев, Екатерине Сильвестру. Выслушав мою историю, она заявила что все это «мои проблемы», и что на Донбассе нет никакой войны, и дескать, я могу спокойно туда вернутся. После этого она начала мне намекать про какие-то деньги, мол, статус «стоит больших денег», и что она не может просто так принять у меня заявления. А когда я начал настаивать, и сказал, что имею законное право хотя бы на то, чтобы она приняла у меня заявку на гражданство (родился то я ведь именно в Молдове), госпожа Сильвестру начала орать на меня и угрожать депортацией. После этого я вышел и направился прямиком к ее начальству.”

По словам Ильи Васильевича, его тогда принял заместитель директора Бюро миграции, который выслушав его историю и посмотрев документы, распорядился, чтобы Сильвестру оформила заявку на предоставление убежища. После этого Илью Васильевича поселили в центр временного содержания для беженцев.

” С виду там все выглядело более или менее нормально: аккуратные комнатки, дворик для прогулок и даже детская комната, однако, как выяснилось в дальнейшем, все это была лишь видимость уюта, созданная, полагаю, лишь для одурачивания проверяющих из ООН. То, как там на самом деле обходились с бедными мигрантами, как издевались над ними, отбирали последний кусок хлеба и обдирали до нитки, было схоже с фашистским концлагерем. Единственная разница, наверное, была лишь в том, что там никого не сжигали.
Там я впервые в жизни увидел, как дети могут терять сознание от голода, и как взрослых мужчин могли ставить на колени из-за обычного куска хлеба.
Иногда туда приходил один афганец по имени Джавид, руководитель какой-то благотворительной организации для беженцев. 
Вместе с директором центра Стратилой, они использовал людей как своих личных рабов. Заставляли выгружать и загружать машины, работать на стройках, переносить тяжелую мебель и все это только за еду. Попадая туда, мигранты фактически оказывались в трудовом рабстве. Я не мог все это терпеть и решил сделать все, чтобы хоть как-то помочь бедным людям.”

Екатерина Сильвестру, Джавид Пакнехад, Валерий Стратила

Сегодня, беженцы которые жили в этот период в центре временного содержания, вспоминая Илью Жосу, называют его «наш дедушка». По их словам, он каждый день с раннего утра куда-то уходил, а вечером возвращался с набитыми едой сумками и раздавал ее всем.

” Я начал заходить в супермаркеты и крупные магазины и рассказывал менеджерам, или если удавалось – директорам, про ситуацию в этом проклятом центре. Они давали продукты, бывало даже целыми ящиками: разные консервы, тушенки, брынзу, давали и лекарства, и средства гигиены. Также я обклеил все окрестные дома объявлениями, в которых просил по мере возможностей приносить в центр еду и одежду. И люди начали нести, помню, какая-то добрая женщина однажды принесла нам 200 пирожков и целое ведро сырников. В какой-то момент, я даже смог договорится с директором одного магазина секонд-хенд, и он выделил мне аж целую машину одежды, благодаря этому все смогли более или менее прилично одеться. Однако мой этот маленький «Красный Крест», вскоре оказался не по душе, как директору центра Стратиле с его другом Джавидом так и сотрудникам бюро миграции. Ведь благодаря тому, что беженцы уже не были голодными, ими не могли пользоваться как рабами. А когда все еще и узнали, что тот же Джавид, присваивал огромные средства, выделяли для нас из ООН, то там в центре чуть не поднялся бунт. “

примечание: За месяц до выхода данного материала, мы отправили два журналистских запроса в организацию «Центр милосердия для беженцев», с просьбой предоставить некоторые подробности относительно их финансовых аудитов за 2014- 2017 гг. Оба запроса, остались безответными.

” Как-то, после того как сильный ветер повалил пару деревьев во дворе центра и сорвал крышу, директор, который когда-то работал в полиции, вызвал для уборки территории группу молодых карабинеров. Бедные ребята с утра чистили двор и вручную пилили упавшие деревья. Я подошел к ним, предложил немного отдохнуть и перекусить. У себя в комнате я накрыл для них стол, продуктов то было много. Это вызвало у директора настоящую истерику. Он вызвал меня к себе в кабинет и когда я вошел, без единого слова сразу сильно ударил меня по лицу, а когда я упал – он взял меня за горло и начал душить. В какой-то момент я смог вырваться и заорал, в кaбинет вбежали охранники и сотрудники центра, которые еле оттащили Стратилу от меня. После этого меня на руках отвели в комнату и вызвали врачей.”

По его словам, прибывший вместе со скорой помощью наряд полиции, ничего не предпринял, а спустя всего два дня, его вместе со всеми вещами и продуктами выселили из центра

” Узнав о случившемся, меня приютили люди, которые помогали нам. У них за Кишиневом была дача, где я прожил почти полгода. Но, потом эту дачу продали, и я был вынужден поселится в приют для бездомных в Дубоссарах, где и живу по сей день.Там хоть и не рай конечно, но зато нет той беспредельщины, что творилась в центре.
В конце 2018 года решением суда мне все-таки дали молдавское гражданство, но по факту оно оказалось абсолютно не нужным. Как выяснилось, в этой стране мне не полагается ни пенсия, ни пособие по инвалидности. Ни одна льгота для пенсионеров для меня здесь не действует.
Сегодня я накопил немного денег на билет, сейчас вот собираю вещи и думаю, до конца года уеду обратно в Донецк. Как оказалось здесь я никому не нужен, может хоть там сгожусь. “

P.s.

В начале декабря 2019 года, основываясь на свидетельствах мигрантов опубликованных в статье «Как в Молдове наживаются на Беженцах», Главное управление по противодействию коррупции МВД Молдовы начало расследование по отношению к Бюро миграции и организации «Центр Милосердия для беженцев».

Ваан Мартиросян
27.12.2019

© 2015 - 2016 All rights reserved. Users may download and print extracts of content from this website for their own personal and non-commercial use only. Republication or redistribution of Geopolitical Club content is expressly prohibited without the prior written consent. Address:
1© 2005 - 2015 Design and Development by Saratikyan.com Control
2© 2016 - Design and development by www.ConnectTo.com

Leave a Reply